Безопасное пространство

 

Принцип 9 Декларации прав ребенка

(20 ноября 1959 года)

«Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации»

 

От вашей бдительности зависит жизнь и здоровье вашей семьи!!!

Уважаемые граждане! Госэнергогазнадзор напоминает о критической важности соблюдения правил безопасной эксплуатации газового оборудования. Пренебрежение этими правилами может привести к трагическим последствиям: отравлению угарным газом, взрывам и пожарам.

Помните: газ ошибок не прощает!

Основные правила безопасности при пользовании газом в быту:

  1. Допуск специалиста. Самостоятельная установка, замена или ремонт газовых приборов ЗАПРЕЩЕНЫ. Эти работы могут выполнять только квалифицированные специалисты организаций, имеющих соответствующую лицензию.

  2. Постоянный контроль. Никогда не оставляйте работающие газовые приборы без присмотра. Не используйте газовые плиты для обогрева помещений – это чрезвычайно опасно!

  3. Проветривание. При использовании газовой колонки или котла ensure proper ventilation в помещении. Регулярно проверяйте тягу в дымоходе перед включением и во время работы оборудования.

  4. Проверка герметичности. Своевременно проводите техническое обслуживание газового оборудования. О любых неисправностях (посторонний запах, изменение цвета пламени на желтый или оранжевый) немедленно сообщайте в аварийную газовую службу.

  5. Бдительность с детьми. Не допускайте детей к газовым приборам. Разъясните им правила безопасности.

Чем пахнет газ?
Для обнаружения утечек газ специально одорируется – в него добавляется вещество с резким специфическим запахом (похожим на запах тухлых яиц или чеснока). Если вы почувствовали такой запах:

  • НЕ включайте и не выключайте электроприборы (свет, розетки) – это может вызвать искру.

  • НЕ используйте открытый огонь (спички, зажигалки).

  • НЕМЕДЛЕННО перекройте кран подачи газа на плите или на трубе.

  • ОТКРОЙТЕ окна для проветривания.

  • ПОКИНЬТЕ помещение.

  • СООБЩИТЕ о запахе газа по телефону 104 или 104 с улицы или от соседей. Оперативная газовая служба работает круглосуточно.

Ответственность за нарушение правил
Нарушение Правил пользования газом в быту влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Безопасность – в ваших руках!
Регулярно проверяйте свое газовое оборудование, будьте внимательны и дисциплинированы. Помните, что ваша безопасность и безопасность ваших близких – это общая задача, которая требует ответственности от каждого.

 

 

ПРОФИЛАКТИКА И  ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ

Киберпреступления – преступления, связанные с использованием компьютерной техники (преступления против информационной безопасности, хищения путем использования средств компьютерной техники, шантаж, вымогательство, изготовление и распространение порнографических материалов и т.д.).

Основные аспекты профилактики киберпреступности

ПОНЯТИЯ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Основные понятия, которые относятся к теме безопасного поведения в сети интернет и описывают виды киберпреступлений

Вишинг (англ. vishing – voice + phishing) – это устная разновидность фишинга, при которой злоумышленники посредством телефонной связи, используя приемы, методы и технологии социальной инженерии, под разными предлогами, искусно играя определенную роль (как правило, сотрудника банка, технического специалиста и т.д.), вынуждают человека сообщить им свои конфиденциальные банковские или персональные данные либо стимулируют к совершению определенных действий со своим банковским счетом или банковской картой. Источник

Информационная безопасность – состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере. Источник 

Кибератака – целенаправленное воздействие программных и (или) программно-аппаратных средств на объекты информационной инфраструктуры, сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов, в целях нарушения и (или) прекращения их функционирования и (или) создания угрозы безопасности обрабатываемой такими объектами информации. Источник 

Кибербезопасность – состояние защищенности информационной инфраструктуры и содержащейся в ней информации от внешних и внутренних угроз. Источник

Кибербуллинг – это травля с использованием цифровых технологий. Кибербуллинг может происходить в социальных сетях, мессенджерах, на игровых платформах и в мобильных телефонах. Это целенаправленная модель поведения, которая ставит своей задачей запугать, разозлить или опозорить того, кто стал объектом травли.

Киберинцидент – событие, которое фактически или потенциально угрожает конфиденциальности, целостности, подлинности, доступности и сохранности информации, а также представляет собой нарушение (угрозу нарушения) политик безопасности. Источник

Кибертерроризм – атаки на информационные системы, несущие угрозу здоровью и жизни людей, а также способные спровоцировать серьезные нарушения функционирования критически важных объектов в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, либо устрашения населения, либо дестабилизации общественного порядка. Источник

Конфиденциальность информации – требование не допускать распространения и (или) предоставления информации без согласия ее обладателя или иного основания, предусмотренного законодательными актами Республики Беларусь. Источник

Обладатель информации – субъект информационных отношений, получивший права обладателя информации по основаниям, установленным актами законодательства Республики Беларусь, или по договору. Источник

Мошенничество в виде лотереи – это электронное сообщение, информирующее вас о том, что вы выиграли огромную сумму денег, и для того, чтобы получить свой приз или выигрыш, вам нужно заплатить небольшую плату. Источник

Нежелательный контент – это не только материалы (картинки, видео, аудио, тексты), содержащие насилие, порнографию, пропаганду наркотических средств, азартных игр, но и различные вредоносные и шпионские программы, задача которых получить доступ к информации на компьютере владельца. Также к нежелательному контенту относятся сайты, запрещенные законодательством. Источник

Персональные данные – основные и дополнительные персональные данные физического лица, подлежащие в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь внесению в регистр населения, а также иные данные, позволяющие идентифицировать такое лицо. Источник 

Пользователь информации – субъект информационных отношений, получающий, распространяющий и (или) предоставляющий информацию, реализующий право на пользование ею. Источник

Пользователь информационной системы и (или) информационной сети – субъект информационных отношений, получивший доступ к информационной системе и (или) информационной сети и пользующийся ими. Источник

Предоставление информации – действия, направленные на ознакомление с информацией определенного круга лиц. Источник

Преступления в информационной сфере – предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь преступления против информационной безопасности (киберпреступления) и иные преступления, предметом или средством совершения которых являются информация, информационные системы и сети. Источник

Распространение информации – действия, направленные на ознакомление с информацией неопределенного круга лиц. Источник

Сваттинг – тактика домогательства, которая реализуется посредством направления ложного вызова той или иной службе. Например, люди сообщают о минированиях, преследуя цель устроить неразбериху и панику в конкретном месте. Источник

Скам (scam – c англ. яз. афера, мошенничество) – это мошенничество в сети Интернет. Источник

Смишинг – вид мошенничества (англ. smishing – SMS + phishing), целью которого является переход по ссылке из SMS и/или загрузки вредоносного программного обеспечения. Смишинг-сообщение обычно имеет схожий внешний вид сообщения от банка, государственного учреждения, оператора электросвязи, известного магазина, а также о внезапном выигрыше в лотерею или акции и т.д. Источник

Фишинг (англ. phishing от fishing «рыбная ловля, выуживание») – вид мошенничества, цель которого является получение конфиденциальных данных для доступа к различным сервисам (электронной почте, странице в социальной сети, интернет-банкингу и т.д.). Источник

Цифровая гигиена – это свод правил, следуя которым, человек обеспечивает себе информационную безопасность (не анонимность, а защиту) в сети Интернет. Относится к сфере знаний о цифровой безопасности. Источник

Smishing (использование текстовых сообщений SMS) – это метод, похожий на фишинг, но вместо отправки электронных писем злоумышленники отправляют текстовые сообщения своим потенциальным жертвам. Вы получаете срочное текстовое сообщение на свой смартфон с прикрепленной ссылкой, в которой говорится, что оно принадлежит вашему банку и вам необходимо получить к нему доступ, чтобы обновить банковскую информацию или другую информацию онлайн-банкинга. Источник 

Кибербуллинг

Информация о кибербуллинге, о противодействии этому негативному явлению, тест-тренажер

Образцы раздаточных материалов для информирования по вопросам кибербезопасности

Профилактическое видео

Видеосюжеты о вишингесваттинге, хакерских атаках, профилактике кибербуллинга. Подборка обучающих и развивающих видеоматериалов, которые помогут детям получить представление о приемлемых моделях поведения в Интернете

ПАМЯТКИ

Образцы раздаточных материалов для информирования по вопросам компьютерной безопасности и цифровой гигиены

Буклеты

Образцы раздаточных материалов для информирования по вопросам цифровой гигиены

Рекомендации о том, как не стать жертвой кибермошенников

Материалы и рекомендации для детей, родителей и педагогов

Проверьте свою цифровую грамотность. Источник

Рекомендации для детей

Рекомендации для родителей

• Курс для родителей «Дети в Интернете»

Рекомендации для педагога

Правила, которые помогут Вам не стать жертвой киберпреступлений

 

Правила, которые помогут Вам не стать жертвой киберпреступлений:
• храните номер карточки и ПИН-коды в тайне;
• не используйте один пароль для всех интернет-ресурсов;
• к своей основной карте в Вашем банке выпустите дополнительную, которой будете расплачиваться в интернете. Туда легко можно будет переводить небольшие суммы денег, и в случае компрометации данных достаточно просто заблокировать ее;
• регулярно проверяйте состояние своих банковских счетов, чтобы убедиться в отсутствии «лишних» и странных операций;
• поставьте лимит на сумму списаний или перевода в личном кабинете банка;
• не перечисляйте деньги на электронные кошельки и счета мобильных телефонов при оплате покупок, если Вы не убедились в благонадежности лица/организации, которым предназначаются Ваши средства;
• не переводите денежные средства на счета незнакомых лиц;
• не перезванивайте и не направляйте ответные SMS, если Вам поступило сообщение о блокировании банковской карты. Свяжитесь с банком, обслуживающим Вашу карту;
• будьте осмотрительны в отношении писем с вложенными картинками, поскольку файлы могут содержать вирусы. Открывайте вложения только от известных Вам отправителей. И всегда проверяйте вложения на наличие вирусов, если это возможно;
• не переходите необдуманно по ссылкам, содержащимся в спам-рассылках. Удостоверьтесь в правильности ссылки, прежде чем переходить по ней из электронного письма;
• не заполняйте полученные по электронной почте формы и анкеты. Личные данные безопасно вводить только на защищенных сайтах;
• насторожитесь, если от Вас требуют немедленных действий или представляется чрезвычайная ситуация. Это тоже может быть мошенничеством. Преступники вызывают у Вас ощущение тревоги, чтобы заставить Вас действовать быстро и неосмотрительно;
• не размещайте в открытом доступе и не передавайте информацию личного характера.

Пренебрежение негативно влияет на эмоциональное и психическое развитие ребенка. Родительская забота, тепло и эмоциональная бли­зость создают в ребенке чувство привязанности, которое является основой развития личности ребенка, вселяя уверенность в том, что он желанен, достоин любви и может рас­считывать на своих родителей как на заботливых и учитывающих его потребности людей. Ребенок, привязанный к родителям, использует их как источник безопасности, уверенности в условиях напряженности и стресса. Этот первый опыт привязанности к родителям является моделью последу­ющих отношений с другими людьми.

Физическое пренебрежение:

  • ребенка оставляют без соответствующего его возрасту необходимого питания, или пищу готовят неприемлемым для него спосо­бом (например, шестимесячному ребенку дают кусками пищу, которую он не в состоянии жевать и глотать);
  • ребенку не меняют пеленки, памперсы;
  • на плач ребенка не реагируют соответствующим способом (забывают время кормления, не берут на руки, не уте­шают и не пытаются понять причину плача);
  • ребенка одевают не по погоде.

Эмоциональное пренебрежение:

  • равнодушное отношение к потребностям ребенка и отказ в их удов­летворении («отстань, займись сам чем-нибудь»);
  • отсутствие одобрения успехов ребенка;
  • игнорирование ребенка, т. е. невнимание к нему, неуважение его как личности;
  • нежелание эмоциональной близости с ребенком.

Обычно родители утешают и поддерживают ребенка, когда он несчастен или испытывает боль, и позднее ребенок сам учится регу­лировать свою эмоциональную жизнь. Родители, которые пренебре­гают ребенком, эмоционально отвергают его, оставляя наедине с непосильными для него отрицательными чувствами, лишают его эмоциональной защиты и чувства безопасности.

Нарушения эмоциональной жизни заброшенного или подвергшегося насилию ребенка, проявляются прежде всего в виде эмоциональной неуравновешенности, эмоционального равнодушия, пере­веса отрицательных чувств над положительными.

Пренебрежение здоровьем ребенка:

  • отсутствует регулярная проверка здоровья;
  • родители отказываются от необходимых для ребенка медицинских процедур (вакцинация, лабораторное и диагностическое обследование и пр.);
  • ребенку не покупают необходимые лекарства;
  • ребенку дают заведомо неправильные либо некачественные лекарства или в неправильной дозировке;
  • в случае серьезной травмы или заболевания не обращаются к врачу;

Пренебрежение образованием ребенка:

  • ребенок часто пропускает занятия;
  • родители утром не будят ребенка в нужное время и он часто опаздывает в школу;
  • родители вместо занятий оставляют ребенка дома для присмотра за младшими детьми или выполнения какой-либо работы;
  • родители не заботятся о возможностях развития способностей ребенка;
  • родители не интересуются школьными проблемами и успевае­мостью ребенка.

Частое отсутствие в школе становится причиной трудностей в учебе и недоразумений с учителями. Это, в свою очередь, нарастает как снежный ком и формирует страх перед школой и всем, что с ней связано.

Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам.

Сексуальное насилие над детьми это любой сексуальный опыт между ребенком до 18 лет и человеком, по крайней мере, на 5 лет старше его.

В сексуально порочном обращении с ребенком по умыслу выделяют сексуальное злоупотребление (использование в порнографии и т.п.) и собственно сексуальное насилие.

На практике непросто отличить начинающееся сексуальное на­силие от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Различия между дву­мя ситуациями определяются намерениями взрослого человека (си­туация могла бы быть нормальной, если бы не было «задней» мыс­ли, и ребенок должен это чувствовать), а также возможностью для ребенка свободно сказать «нет».

Существует множество трюков, способов, заманиваний и стратегий, которые использует преступник, чтобы совершить акт насилия по отношению к детям. Сначала взрослый пытается создать условия, чтобы остаться наедине с ребенком, вначале это может быть случайно, затем насильник стремится повторить ситуацию. Главная цель насильника на этом этапе – расположить к себе ребенка и убедить его в том, что ничего необычного в их отношениях нет. Он обычно говорит ребенку: «Это будет игра», «Обычно взрослые делают это со своими детьми», «Я буду тебя учить сексу». Постепенно насильник подводит к тому, чтобы ребенок воспринимал это как нечто естественное. Процесс развивается по нарастающей: от невинных прикосновений – к ласкам интимного характера, затем интимные ласки переходят в половой акт.

Обычно жертвами сексуального порочного отношения явля­ются дети моложе 12 лет, но наиболее часто ими становятся в воз­расте 3-7 лет. В этом возрасте ребенок еще не понимает происхо­дящего, его легче запугать, склонить к тому, чтобы он никому не говорил том, что произошло. Также совершивший насилие взрослый надеется, что в этом возрасте ребенок еще не сможет словами описать произошедшее. Поскольку фантазии ребенка зачастую смешаны с реальностью, то, вероятно, его рассказу не поверят, даже если он что-то об этом и расскажет.

В 75% случаев насильники знакомы детям. В 45% случаев насильником является родственник. Среди родственников наиболее часто насилие соверша­ется отцом, отчимом, опекуном, реже — братом или дядей (Чере­панова Е. М., 1996).

Установить факт сексуального насилия зна­чительно труднее, чем физического, поскольку раскрытию семейной тайны препятствуют чувство вины, стыда и страха, испытываемые ребенком. Ребенку кажется, что, рассказав об этом, он предаст отца или мать. Кроме того, слишком велика душевная боль, и дети боятся своего подавленного гнева, связанного с переработкой стресса. Они опасаются, что если начнут рассказывать, то гнев усилится и они потеряют контроль над собой и своими чувствами. К тому же, их все­гда преследует страх, что тот, кому они расскажут, отвергнет их, по­чувствовав отвращение.

Существуют некоторые искаженные представления о насильнике:

во-первых, считается, что насильником может быть только муж­чина. Однако по статистике, 2% тех, кто насилует детей, — женщи­ны.

во-вторых, считается, что насильники принадлежат к людям стар­шего возраста. Однако обычно это люди моложе 40 лет, 50% из них становятся насильниками в 30 лет.

в-третьих, существует мнение, что сексуальное насилие над ре­бенком способен совершить только психически больной человек, однако лишь 5% из них страдает психическими расстройствами или нарушениями поведения и влечений

Признаки сексуального насилия

Признаками перенесенного сексуального насилия являются раз­личные изменения в поведении ребенка.

В первую очередь, детей отличает сексуализированное поведение:

  • чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;
  • поразительные для своего возраста знания о сексуальной жизни;
  • соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;
  • сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);
  • необычная сексуальная активность: сексуальное использование младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.

Изменяется эмоциональное состояние и общение ребенка. Появляются ранее нехарактерные черты:

  • замкнутость, изоляция, уход в себя;
  • депрессивность, грустное настроение;
  • отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;
  • частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);
  • истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;
  • трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежни­ми друзьями;
  • отчуждение от братьев и сестер;
  • терроризирование младших и детей своего возраста;
  • жестокость по отношению к игрушкам у младших детей;
  • противоречивые чувства к взрослым.

Изменяется личность ребенка, его социальное поведение:

  • неспособность защитить себя, непротивление насилию и изде­вательству над собой,
  • резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);
  • прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения;
  • принятие на себя родительской роли в семье (по приготовле­нию еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспита­нию);

Изменяется самосознание ребенка:

падает самооценка, появляются мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.

Проявляются невротические и психосоматические симптомы: боязнь оставаться в помещении наедине с определенным чело­веком; боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием); головная боль, боли в области живота и сердца.

Что собой представляют родители, применяющие физическое и сексуальное насилие к своим детям?

Иссле­дования установили, что эти родители в детстве сами были жертвами насилия, заброшены родителями. Ранний опыт пренебрежения и отверженности создает в ребенке отрицательную модель родителя. Ребе­нок, с которым плохо обращались, отождествляет себя со своим ро­дителем-насильником и учится тому, что нанесение удара ребенку — это нормальная и повседневная практика воспитания.

Часть родителей, применивших сексуальное насилие к своим детям, сами пережили в детстве сексуальное зло­употребление, и таким образом усвоили модель поведения, согласно которой допускается использование детей в качестве сексуального партнера.

Родители, склонные к насилию, чаще других находятся в условиях хронического дистресса (супружеские конфликты, материальные проблемы, отсутствие помощи в воспитании детей, отсутствие работы или нестабильные заработки). Будучи ожесточенными и разочарованными в своих стремлениях материально обеспечить се­мью, родители выплескивают на детей свое напряжение, гнев и разочаро­вание. Вынужденные в рабочие дни оставаться наедине с детьми, они чаще срываются, наказывая их даже за маленькие шалости и непослушание. При этом отец/отчим, находясь с детьми в дневное время, получает все условия для сексуального злоупотребления деть­ми.

Употребление алкоголя или наркотиков родителем предшествует физи­ческому или сексуальному насилию над детьми. В результате опьяне­ния процессы торможения ослабевают, резко ухудшается внимание и способность мыслить, снижается самоконтроль и критика к себе и своим действиям, что приводит к неадекватной оценке происходя­щего. Так, малейшее невыполнение ребенком распоряжения или запрета может вызвать сильный аффект ярости, и ребенка начинают учить кулаками.

Родители, склонные к насилию, страдают расстройствами личности и нарушениями поведения. Родитель-социопат может в гневе все ломать, крушить, причинять телесные повреждения чужим и своим, и даже самому себе - он не в состоянии контролировать свои действия, импульси­вен и склонен к насилию. У него снижен инстинкт самосохранения, и он также безразличен к жизни и страданиям своих родных. У родителей, применяющих физическое и сексуальное наси­лие, нарушено адекватное восприятие своего ребенка. В семьях с жестоким обращением с детьми зачастую происходит перевертыва­ние ролейкогда родители ждут от детей удовлетворения своих жела­ний и выполнения родительских обязанностей — стирки белья, приготовления пищи, уборки, ухода за другими детьми и т. д. Если ребенок в роли родителя не выполняет «свои обязанности», то его наказывают, зачастую бьют. В семье, где был инцест, также про­исходит путаница ролей: отец общается с дочерью как с супругой или любовницей. Ребенку приходится нести ответственность за счастье своего отца, а также за сохранение семьи.

Супруга родителя-насильника зачастую страдает депрессией и не способна защитить своих детей.

Последствия физического и сексуального насилия

Физическое и сексуальное насилие оставляет у ребенка неизгла­димый след: насилие, пережитое в детстве, приводит и к отдаленным последствиям и оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь, поскольку подобный травматический опыт будет формировать специфические семейные отношения и «запускать» особые жизнен­ные сценарии. Так, многие взрослые, проявляющие насильственные действия по отношению к чужим и собственным детям, сами имели «неотработанный» опыт наси­лия в детстве. Психологическая травма, которую получают дети-свидетели, по силе равна той, которую имеют дети-жертвы жестокого обращения. Травматический опыт приводит к затруднениям в их развитии и снижает их самооценку.

Если физическое насилие может и не касаться ребенка, то психологические травмы присутствуют у всех детей, выросших в атмосфере агрессии. Насилие в семье является серьезным барьером на пути нормального психического развития подростка. Физическое и сексуальное насилие переживаются сначала как острая травма, но по мере того, как оно повторяется, жертва переживает страх и чувство беспомощ­ности в предотвращении ее.

В разные возрастные периоды жиз­ни реакция на подобную травму проявляется по-разному:

  • детям до 3 лет свойственны страхи, спутанность чувств, нару­шения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры;
  • у дошкольников на первый план выступают эмоциональные нару­шения: тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, сты­да, отвращения, беспомощности, испорченности; нарушения по­ведения: регресс, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация;
  • у детей младшего школьного возраста — амбивалентные чув­ства по отношению к взрослым, страх, чувство стыда, отвращения, испорченности, недо­верие к миру; в поведении отмечаются: отстраненность, агрессия, молчаливость либо неожиданная разговорчивость, нарушения сна, аппетита, ощущение «грязного тела», сексуальные действия с дру­гими детьми;
  • для детей 9-13 лет характерно то же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, чувство потери ощущений; в поведении: изоляция, манипулирова­ние другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения, противоречивое поведение;
  • для подростков 13-18 лет — отвращение, стыд, вина, недове­рие, амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сексуаль­ные нарушения, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности; в поведении: попытки суицида, уходы из дома, агрессия, избегание телесной и эмоциональ­ной интимности, непоследовательность и противоречивость пове­дения.

Жертвам физического и сексуального насилия свойственны подозрительность и недоверие к людям, поскольку они пережили предательство со сто­роны родителей, физическое или сексуальное нападение, издеватель­ства. Став взрослыми, такие дети стараются избегать любой близости с другими людьми, в том числе и психологической, считая эти отношения потенциально опасными.

Всех жертв физического и сексуального насилия отличает низ­кая самооценка, в основе которой лежит переживание стыда и вины. Именно они сопровождают инцест. Иногда родитель жертвы обви­няет ребенка в провоцировании или соучастии в сексуальных действи­ях. Это же характерно и для физического насилия, когда родитель ответственность за то, что сорвался перекладывает на ребенка—«сам заработал».Жертвы физического и сексуального насилия часто страдают депрессией и отличаются аутоагрессивным поведением. Ребенок- жертва как бы «согла­шается» с подсознательным желанием родителей — «было бы луч­ше, если бы этого ребенка не было вообще».Чем тяжелее травма, например при сексуальном насилии, тем выше риск суицида и более глубоко выражена депрессия.

Плохой самоконтроль и нарушения поведения свойственны как жертвам физического, так и сексуального насилия. Для жертв физического насилия ха­рактерны бесконтрольность, агрессивность, разрушительное поведение как в школе, так и дома. С помощью агрессии они защищают себя от волнения, тревог и чувства беспомощности. У таких детей обычно мало друзей, потому что их ровесников часто пугает их взрывное, импульсивное поведение.

Специфика сексуального насилияв отличие от физического, свя­зана с ранним сексуальным опытом и приводит к нарушению сексуального раз­вития, половой идентификации и сексуальных установок. Специфические последствия сексуального насилия бывают различными. Подвергая ребенка сексуальному насилию, родитель грубо нару­шает границы личности ребенка. Со временем такая модель отноше­ний между людьми становится для ребенка примером. Затем он на­чинает совать нос в чужую жизнь: задавая взрослым слишком интимные вопросы, желая все знать об их личной жизни и разгово­рах, тогда как при этом сам жалуется на вмешательство в его жизнь.

К одному из важных признаков сексуального насилия относится гиперсексуальное поведение ребенка. У детей-жертв дошкольного возраста отмечается высокий уровень эротизации: они сексуально возбуждаются в результате самой повседневной физической и пси­хологической близости, поскольку не могут отличать психологичес­ки близких, любящих и дружеских отношений от сексуальных. Пе­режившие сексуальное насилие дети любого возраста ведут себя «соблазняющим» образом как со сверстниками, так и со взрослыми. Маленькие жертвы могут воспроизводить сексуальные действия в играх со сверстниками. Ча­сто у детей возникает навязчивое желание, и они пытаются сами себя сексуально удовлетворить, независимо от времени, места или присутствия кого-либо, то есть мастурбируют.В подростковом возрасте для них характерны случайные поло­вые связи, часть девочек впоследствии занимается проституцией. Согласно данным опроса Silbert & Pines (1981), 60% проституток в детстве были жертвами сексуального насилия.

Кроме появления гиперсексуальности или, наоборот, паническо­го избегания сексуальных стимулову жертв сексуального насилия происходит нарушение половой идентификации. Деформация поло­вой роли в результате сексуального насилия встречается как у дево­чек, так и у мальчиков. Девочки начинают отождествлять свое поведение с мужским поведением, когда они выбирают себе роли или героев, обладающих мужскими качествами. По­ловая идентификация мальчиков, подвергшихся сексуальному насилию, очень хрупкая, иногда сопровождается «чрезвычайно му­жественным» компенсаторным поведением и боязнью людей, а иног­да их поведение отличается фемининностью. У детей-жертв сексуального насилия вне зависимости от пола встречаются нарушения сексуальной ориентации, среди которых наи­более выделяются гомосексуальные отношения

Для некоторых жертв сексуального насилия характерно сексуально-агрессивное поведение по отношению к сверстникам или сест­рам-братьямнапоминающее поведение взрослого насильника..

 

Психологическое насилие — это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потен­циальных способностей.

К психологическому насилию относят, например, частые конф­ликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отноше­нию к ребенку. Из-за душевного насилия тормозится интеллектуаль­ное развитие ребенка, ставится под угрозу адекватное развитие познавательных процессов и адаптационные способности. Он ста­новится легко ранимым, снижается способность к самоуважению. Ребенок развивается социально беспомощным, легко попадает в кон­фликтные ситуации и с большой долей вероятности будет отвергать­ся ровесниками.

Эмоциональное насилие как составляющая психологического насилия — это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряже­ния, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональ­ной жизни.

В процессе развития ребенку приходится неоднократно испыты­вать напряжение из-за неадекватных эмоциональных реакций взрос­лого или другого ребенка: страх, унижение, волнение, подавленность и т. д. Продолжительное эмоциональное напряжение тормозит нор­мальное, соответствующее возрасту, самовыражение,

Нормальные реакции родителей на успех ребенка — похвала, чув­ства гордости и радости. Однако, иногда родители выражают равнодушие и даже раздражение. В дальнейшем, ребенок, которому неоднократно приходится сталкиваться с неадекватными реакциями родителей в ответ на его достижения, быстро теряет мотивацию и чувство гордости за свои успехи, он даже делает вывод, что проявлять радость - это неправильно.

Постоянные переживания отрицательных эмоций из-за конфликтов, ссор, агрессии и насилия в семье, а также невозможность признаться кому-либо в своих бедах (поскольку это является секретом семьи) и хоть немного облегчить свою душу приводят к тому, что чувства ребенка как бы замораживаются. Возникает своего рода эмоциональная тупость, которая заглушает боль. Без этого просто не выжить. «Замораживанию» чувств способствует и то, что в таких семьях вообще не принято выражать свои эмоции. С самого раннего детства ребенок слышит: «Не реви!», «Не злись», « «Отстань, не мешай мне», «Не путайся под ногами!» и т. д.

К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:

  • изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социаль­ного общения;
  • угрюмость, отказ от обсуждения его проблем;
  • оскорбление ребенка, брань, издевки;
  • поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;
  • предъявление завышенных требований, чрезвычайная критичность;
  • запугивание наказанием

Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на ос­нове ряда физических и поведенческих проявлений ребенка, например, если он:

  • эмоционально невосприимчив, равнодушен;
  • грустен, имеет сниженное настроение;
  • сосет пальцы, монотонно раскачивается ;
  • замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;
  • приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
  • испытывает ночные приступы страха, плохо спит;
  • не выказывает интереса к играм, развлечениям

Психологическое насилие наносит ребенку не менее глубокую травму, чем физическое, и влияет на всю жизнь в будущем. «Не трогай, опять сломаешь», «дурак, неумеха, бестолочь», «откуда руки растут», «в кого такой уродился» - что только не услышишь, когда родители ругают ребенка за какую-либо провинность или оплошность. Воспитание ребенка в условиях, когда родители систематически унижают и оскорбляют его, выражают неверие в его силы и способности, сравнивают с ненавистным родственником, обвиняют во всех неудачах, приводит к деформации личности, ребенок растет со знанием того, что он плохой и несостоятельный во всем. В дальнейшем он воспроизводит уже усвоенные им модели поведения в собственной жизни, в том числе, и в общении со своими детьми.

Методы, которыми взрослые добиваются послушания, разнообразны: психологические ловушки, обман, увертки, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение, вплоть до истязания, обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье («У тебя руки не из того места растут — лучше ничего не трогай!», «Все равно ничего хорошего не получится!»). Причины такого воспитания не в том, что родители целенаправленно хотят воспитать злодеев - они совершенно искренне убеждены, что делают все для блага ребенка!

Автор утверждает, что в основе психологического насилия родителей по отношению к детям лежат их собственные психологические проблемы, которые они пытаются решить за счет детей ."Здоровый человек не издевается над другими. Мучителем становится перенесший муки" (Карл Густав Юнг).

Среди родительских мотивов жестокого обращения с детьми могут быть:

  • потребность найти выход для подавленных чувств (гнев, агрессия, неудовлетворенность работой или браком и т.д.);
  • потребность иметь объект для манипулирования в полном распоряжении (ребенок в силу своей беззащитности и зависимости от родителей – идеальный объект);
  • стремление утвердить правильность собственного воспитания посредством приложения методов, применявшихся их родителями, к своим детям;
  • страх дать детям свободу;
  • страх проявления в детях того, что было подавлено в себе;
  • реванш за боль и унижения, испытанные в детстве (и не только в детстве).

Родители могут не осознавать своих психологических проблем, не бороться с ними и продолжать изо дня в день из лучших побуждений «отравлять» детство собственных детей. Но ведь вред, нанесенный по незнанию или неосторожности, не перестает быть вредом. Такие родители больше всего ценят послушание и воспитывают детей в духе безусловного подчинения. Психолог Алиса Миллер в 1080 году в книге «Для твоего собственного блага» назвала такие принципы воспитания "отравляющей педагогикой" и описала основные установки, которыми руководствуются родители –тираны.

Любовь детей к родителям – это их обязанность.

Родители заслуживают уважения просто потому, что они родители.

Дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети.

Высокая самооценка – это плохо.

Низкая самооценка – это хорошо, так как делает людей бескорыстными и способными к самопожертвованию.

Нежность и любовь к детям вредны.

Суровость, холодность, грубость по отношению к детям – хорошая подготовка к жизни.

Удовлетворять детские желания – значит баловать детей.

Притворная благодарность детей лучше, чем честная неблагодарность.

То, как ребенок себя ведет, важнее, чем то, что он на самом деле думает и кем на самом деле является.

Родители не могут говорить глупости или быть виноватыми.

Родители всегда правы.

Если добросовестно следовать правилам «отравляющей педагогики», в результате вы получаете ребенка с «убитой» душой, который, вырастая, сам становится «душегубом».

Если воспитание сводится только к соблюдению набора последовательных строгих правил, и ребенок не получает душевного тепла, то впоследствии ему будет трудно выражать свои добрые чувства; его всегда будут преследовать депрессивность, подавленность, мучительное, терзающее чувство вины и психосоматические заболевания. Родители с помощью «отравляющей педагогики» могут вырастить лишь жестоких, бессердечных людей или пугливых неудачников.

Главное желание родителей в наши дни — это успешная социализация ребенка. Поэтому ребенок считается "хорошим", когда ведет себя социально одобряемо: слушается старших, вежливо здоровается и т. д. Он по-прежнему "должен" родителям, но уже не прислуживать в доме или терпеть побои (как в прошлые века), а быть социально успешным: хорошо учиться, быть лучшим — таким, чтобы родители могли им гордиться. Социальные успехи ребенка становятся престижем родителей. И нередко он оказывается виновным, если "не оправдал доверия": "Лучше бы я пошла работать, чем с тобой сидела!", "Я столько в тебя вложил(а)!" — то и дело слышит ребенок от родителей. Физический контроль сменяется психологическим: телесным наказаниям предпочитают манипуляции и эмоциональный шантаж ("Веди себя хорошо, и тогда я...", "Мальчики никогда не плачут"). Миллион условностей, а про безусловную любовь опять забывают!

С чего же начать? С себя, с честного отношения к своей судьбе и вопросов к самому себе.

Пять вопросов о безусловной любви и завышенных ожиданиях

1. Что я буду чувствовать, если узнаю, что мой ребенок не совсем такой или совсем не такой, как я бы хотел(а)?

2. Могу ли я принять своего ребенка таким, какой он есть на самом деле, а не в моих мечтах или планах?

3. Могу ли я получать радость от общения с ребенком, отдавая ему свою любовь и не требуя ничего взамен?

4. Даю ли я право своему ребенку выражать чувства и переживания? Уважаю ли я его чувства?

5. Не пытаюсь ли я реализовать собственные амбиции или выразить собственные страхи или агрессию за счет своего ребенка?

Это не тест, и на эти вопросы нет правильных или неправильных ответов. Это вопросы для размышления о том, какую роль на самом деле мы играем в жизни своих детей, и какую они - в нашей.

В отношениях с детьми необходимо выработать для себя следующие правила:

Мой ребенок достоин уважения с моей стороны.

Он имеет собственные права, и я отношусь к ним с пониманием.

Я принимаю чувства своего ребенка и проявляю к ним терпимость.

Я наблюдаю за поведением своего ребенка и познаю его самобытность, эмоциональность, я нахожу в нем отражение своего характера.

В течение дня я обнимаю своего ребенка не менее 4 раз.

Однако все это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывает­ся на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чув­ствам, естественности педагогических воздействий – и разумной требовательности, формировании чувства долга и ответственности у детей.

Физическое насилие — это вид отношения к ребенку, когда ему умышленно причиняют боль, телесные повреждения или не предотвращают возможности их причинения.

В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физических наказаний – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем, избиения, истязания, сотрясения, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и др. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом). Физическое насилие может проявляться в виде действий, которые причиняют вред здоровью или представляют угрозу жизни ребенка: родители выгоняют ребенка в мороз на улицу без теплой одежды; запирают на длительное время, лишая еды и питья, и т.д. Кроме того, сюда же можно отнести такие действия, как грубое нарушение необходимого режима: например, ребенка часто будят ночью, заставляя выполнять какие-либо приказы, шумят, мешая спать или учить уроки и др.

Признаки того, что ребенок стал жертвой физического насилия: необъяснимо возникшие кровоподтеки; шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами; следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от вере­вочной петли); след от укуса на коже; наличие на голове участков кожи без волос; следы от ожогов (от кончика сигареты, ожоги по форме «варежки» или «носка», от утюга); необъяснимые переломы костей, вывихи, раны; повреждения внутренних органов (разрыв печени, ушибы по­чек, мочевого пузыря).

Особенности поведения ребенка – жертвы физического насилия: испытывает страх при приближении к нему родителя; он пассивен или повышено агрессивен; у него появились необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадост­ный, теперь он постоянно грустен, задумчив, замкнут); он чувствует страх перед возвращением домой; учащаются случаи причинения себе вреда — саморазрушаю­щего поведения (употребление алкоголя, наркотиков, курение); побеги из дома; отчаянные просьбы и мольба ребенка не сообщать родителям о его неудачах (двойки, прогулы, плохое поведение) в школе.

Физическое насилие — явление распространенное в нашем обществе. Основные причины, провоцирующие взрослых применять меры физического воздействия, следующие: плохое поведение, школьная неуспеваемость, невыполнение домашних обязанностей и т.п. Часто взрослые, использующие физическое насилие над ребенком, убеждены в пользе физических наказаний; у них отсутствует эмоциональный контакт с ребенком, они плохо осознают реальные возможности ребенка, демонстрируют нереалистичные ожидания от него; в отношениях с ребенком почти не используют похвалу, не проявляют положительные эмоции.

Испытавший физическое насилие ребенок, наблюдая за поведе­нием агрессивного родителя, вырабатывает свою агрессивную модель поведения. Но выражение гнева по отношению к насильнику бывает слишком опасно или не приносит результата, поэтому гнев ребенка обращается са­мого себя, вызывая депрессию, ненависть к себе, саморазрушающее поведение. Жертвы физического насилия ощущают себя непопулярными, несчастными, непослушными, а любое наказание считают справед­ливым.

Основными последствиями физического насилия для детей яв­ляются неумение контролировать свою импульсивность, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям. Не­посредственно после травмы возникают острые состояния страха, отсроченными последствиями могут стать садистские наклонности.

Стоп ЭКСТРЕМИЗМ, ТЕРРОРИЗМ

подробнее...

Тренировочная эвакуация в случаи пожара!!!!

подробнее...

Безопасность ребенка дома

подробнее...

Правила дорожного движения

подробнее...

Простые правила безопасности

подробнее...
2025
сентябрь
4 сентября, четверг

Встреча с государственными инспекторами по энергетическому и газовому надзору Гродненской РЭГИ

подробнее...
Опасные связи!
поделиться в: