Педагогу. Виртуальный методический кабинет

Список электронных образовательных ресурсов по учебным предметам, рекомендованных к использованию

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

1. В своей работе классный руководитель руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, а также иными законодательными актами Республики Беларусь в сфере воспитания, уставом учреждения образования, иными локальными нормативными актами.

2. Классный руководитель в своей работе взаимодействуют с руководителем учреждения образования, заместителями руководителя учреждения образования, педагогическими работниками, руководителями первичных общественных объединений, ученическим самоуправлением, другими заинтересованными лицами, а также законными представителями обучающихся с целью координации работы по формированию личности учащихся.

3. В своей работе классный руководитель руководствуется следующими принципами: личностно-ориентированный (индивидуальный) подход в воспитании, уважение личности учащихся, приоритет прав и законных интересов обучающихся, содействие социализации, саморазвитию и самореализации учащихся, формированию их гражданской позиции, здорового образа жизни, развитие ученического самоуправления, доброжелательность в отношениях с обучающимися и их законными представителями, обеспечение гуманистического характера воспитания.

4. Работа классного руководителя должна быть подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности учащихся, коллектива класса.

5. Классный руководитель всесторонне изучает индивидуально-личностные особенности каждого учащегося, коллектива класса, особенности семейного воспитания учащихся, проводит мониторинг оценки качества воспитания;

6. Классный руководитель осуществляет в классе идеологическую и воспитательную работу с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей, интересов, потребностей и ценностных ориентации учащихся, специфики учреждения образования и социокультурной среды;

7. Классный руководитель проводит еженедельно информационные часы с целью своевременного ознакомления учащихся с социально-экономической, общественно-политической и культурной жизнью страны по тематике, утвержденной заместителем руководителя, отвечающего за организацию идеологической и воспитательной работы;

8. Классный руководитель проводит  еженедельно классный час по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам дисциплинарной ответственности, результатам учебной деятельности учащихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса;

9. Классный руководитель способствует созданию условий для успешной учебной деятельности учащихся, укреплению дисциплины в ходе образовательного процесса, развитию умений и навыков самостоятельной учебной работы, адаптации в учреждении образования, в том числе:

9.1. осуществляет ежедневный контроль за состоянием успеваемости, учебной дисциплины, внешнего вида, досуговой занятости учащихся;

9.2. ведет ежедневный учет посещаемости занятий; в течение учебного дня устанавливает причину отсутствия учащихся в школе, в случае отсутствия без уважительной причины уведомляет социального педагога, зам.директора по воспитательной работе либо дежурного администратора

9.3. постоянно информирует родителей об успеваемости, случаях нарушения дисциплины и пропусков занятий по неуважительным причинам с целью повышения ответственности родителей (законных представителей) за результаты обучения и воспитания детей.

10. Классный      руководитель способствует созданию в классе, учреждении образования здоровьесберегающего пространства, сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся;

11. Классный руководитель совместно со специалистами СППС учреждения образования изучает особенности семейного воспитания учащихся, выявляет учащихся, находящихся в социально опасном положении; проводит работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержке несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, правовому просвещению учащихся, профилактике противоправного поведения, в том числе:

11.1. проводит обследование жилищно-бытовых условий проживания учащихся вновь прибывших – в течение недели после зачисления в учреждение образования, на всех учащихся два раза в год (сентябрь, январь);  представляет на утверждение директора отчеты по результатам посещения семей на дому (акты, отчетные таблицы) не позднее 10 октября, 10 февраля.

11.2. при выявлении признаков социально опасного положения учащегося незамедлительно информирует руководителя учреждения образования;

11.3. совместно со специалистами СППС учреждения образования участвует в социальном расследовании при получении информации о социальном неблагополучии в семье учащихся;

11.4. при признании учащихся, находящимися в социально опасном положении, вносит предложения и участвует в разработке и осуществлении плана защиты его прав и законных интересов;

11.5. организует работу по вовлечению учащегося в объединения по интересам, факультативные занятия, спортивные секции и иные виды внеурочной занятости;

11.6. обеспечивает своевременную подготовку установленной отчетности по проведению воспитательно-профилактической работы с учащимися, состоящими на учете.

12. Классный руководитель оказывает педагогическую поддержку органам ученического самоуправления, первичным организациям общественных объединений «Белорусская республиканская пионерская организация», «Белорусский республиканский союз молодежи», другим детским и молодежным общественным объединениям, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

13. Классный руководитель развивает традиции учреждения образования, содействует обеспечению соблюдения правил внутреннего распорядка, защиты прав и законных интересов учащихся;

14. Классный руководитель привлекает учащихся к общественно-полезному труду, содействует вторичной занятости учащихся, их творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, участию в работе объединений по интересам, клубов, секций, деятельности органов ученического самоуправления;

15. Классный руководитель осуществляет организацию воспитательного процесса во внеурочное время, в шестой школьный день и каникулярный период; Организует участие  класса  в проводимых внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятиях.

16. Перед проведением мероприятий, связанных с выходом за пределы школы (походы, экскурсии и т.д.) классных руководитель проводит с учащимися обучающие занятия по соблюдению правил дорожного движения, мерам безопасности и правилам поведения в общественных местах с оформлением протокола занятия. Во время проведения экскурсий, культурно-массовых мероприятий находится рядом с детьми, контролирует их поведение, несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся

17. Классный руководитель содействует организации питания и медицинского обслуживания учащихся в соответствии с установленными требованиями;

18. Классный руководитель оказывает содействие по дальнейшему жизнеустройству учащихся после получения ими общего базового (среднего)  образования.

19. Классный руководитель повышает квалификацию и постоянно совершенствует свое профессиональное мастерство.

20.    Классный руководитель ведет плановую и учетно-отчетную документацию, установленную должностной инструкцией учителя и настоящими функциональными обязанностями.

21. Классный руководитель планирует воспитательную работу с учащимися с учетом специфики и особенностей класса на основе плана идеологической и воспитательной работы учреждения образования на учебный год. Разрабатывает планы идеологической и воспитательной работы на учебный год и четверть, руководствуясь примерной структурной моделью ведения документации, регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования (СНД 36, 2012).

22. Классный руководитель для организации идеологической и воспитательной работы с классным коллективом проводит анализ своей деятельности, который отражается в аналитическом отчете за год.

23. Классный руководитель заполняет социально-педагогическую характеристику класса, которая поддерживается в актуальном состоянии в течение года.

24. Фактическое выполнение организационно-воспитательной работы учитель отражает в классном журнале.

25. Классный руководитель участвуют в работе учебно-методического объединения классных руководителей, которое создается с целью оказания методической и практической помощи в организации и проведении идеологической и воспитательной работы, повышения профессионального мастерства, обобщения и распространения лучшего опыта работы классных руководителей.

26. Классный руководитель выполняет иные обязанности, установленные Министерством образования РБ, органами административного управления и должностной инструкцией учителя и другими локальными нормативными актами  учреждения образования.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССА:

I.       Общие сведения о классном коллективе.  История егоформирования:

  • количество учащихся;
  • из них мальчиков, девочек;
  • возрастной состав;
  • есть ли прибывшие ученики (из каких школ);
  • смена классного руководителя.

II.      Содержание и характер учебной деятельности:

  • общая характеристика успеваемости, дисциплины;
  • наличие контроля за оценками отдельных учеников;
  • дисциплина на уроках (кто нарушает?);
  • пропуски уроков.

III.     Жизнь класса вне учебных занятий:

  • интерес к кружкам, экскурсиям, коллекционированию и т. д.;
  • участие классного коллектива в общешкольной жизни;
  • проявление сознательной дисциплины;
  • влияние на класс родительской общественности;
  • общественно полезный труд в классе, школе.

IV.    Руководство классным коллективом и его организацией:

  • актив класса, его работа (выделить лучших);
  • участие в школьных мероприятиях;
  • наличие неформальных лидеров, причины их влияния на класс;
  • наличие отверженных.

V.     Взаимоотношения внутри коллектива:

  • степень сплоченности;
  • проявление взаимной требовательности, чуткости, взаимопомощи;
  • наличие или отсутствие группировок;
  • особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками;
  • эмоциональное неблагополучие отдельных детей.

VI.    Общие выводы:

  • уровень развития коллектива;
  • характер общего эмоционального климата в коллективе;
  • дисциплинированность;
  • определение основных недостатков в организации жизни коллектива.

Характеристика должна содержать достаточное количество обоснованных конкретных педагогических выводов, учитывающих специфику данного коллектива

 

Ранее выявление неблагополучия в семье учащихся

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичнй профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

  • cоциально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
  • медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
  • социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);
  • социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
  • психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
  • криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная).

Механизм выявления неблагополучных семей

Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих учреждение образования. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями учащихся используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает классный руководитель, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка , и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:

  • утомленный, сонный вид;
  • санитарно-гигиеническую запущенность;
  • склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
  • неумеренный аппетит;
  • задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
  • привлечение внимания любым способом;
  • чрезмерная потребность в ласке;
  • проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
  • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
  • трудности в обучении.

Признаки физического насилия в семье проявляются:

  • в боязливости ребенка;
  • в выраженном страхе взрослых, в проявлении тревоги в форме тиков, сосании пальца, раскачивания;
  • в боязни идти домой;
  • в жестоком обращении с животными;
  • в стремлении скрыть причину травм.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, классными руководителями, педагогом социальным, педагогом-психологом проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность учреждения образования. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Об эффективных способах самоанализа педагогического опыта

В основе самоанализа лежит изучение педагогом состояния и результатов своей педагогической деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности.

Содержание самоанализа – это не представление имеющихся данных за определенный период, а анализ и интерпретация (истолкование, объяснение, разъяснение) собственной деятельности.

В самоанализе важно сформулировать проблему и цель профессиональной деятельности, задачи. Описать, что делается для решения задач и каков результат деятельности педагога. Необходимо обосновать для чего применялись те или иные методы, приемы и технологии, почему именно они были выбраны, как их использование повлияло на конечный результат. Факты и цифры, приводимые в самоанализе, должны нести содержательную информацию и участвовать в оценке ситуации, в планируемых педагогом видах деятельности.

Большая роль в самоанализе принадлежит педагогической рефлексии - процессу последовательных действий от затруднения к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него. Важно уметь видеть существующие в профессиональной деятельности проблемы, планировать выход из сложившейся ситуации. С помощью рефлексивных способностей, можно управлять собственной профессиональной деятельностью.

Самоанализ дает полное представление о работе педагога и результативности его деятельности, содержит выводы о причинах успехов и проблемных моментах.

Самоанализ свидетельствует о достигнутом уровне квалификации педагогическим работником:

•освоении им новейших достижений педагогической науки и практики;

•умении творчески решать педагогические задачи;

• умении осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм организации обучения и воспитания;

• умении самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять современные педагогические технологии и их элементы;

• умении создавать условия для реализации личностных возможностей обучающихся;

• умении планировать и организовывать самообразование

Примерный алгоритм написания самоанализа

1.Информация о себе: занимаемая должность, с какого года в данном учреждении образования работаете, преподаваемая дисциплина.

2.Проблема /тема профессиональной деятельности (самоанализа).

3.Цель профессиональной (педагогической) деятельности.

4.Задачи профессиональной деятельности, которые решались Вами для достижения цели.

5.Ваш вклад в обеспечение качества образования:

разработка учебно-методической документации и оснащение занятий средствами обучения (рабочие программы, календарно-тематическое планирование, планы занятий (технологические карты); учебно-методическая литература, учебно-наглядные пособия и технические средства обучения; уровень Вашей квалификации.

6.Управление процессом обучения (проектирование и реализация процесса обучения):

выделение проблемы и обоснование ее актуальности; формулировка ведущей идеи своего педагогического опыта, которая легла в основу совершенствования педагогической практики; краткая характеристика содержания образовательной области предмета и возможностей в развитии учащихся; раскрытие путей решения профессиональной проблемы: психолого-педагогическое обоснование деятельности с указанием авторов современной дидактической концепции. Особенности выбранной технологии или ее элементов, методов и соответствующих им приемов обучения, форм организации деятельности в соответствии с выбранными методами и приемами, виды и формы контроля; инновационные преобразования в сфере организации учебно-воспитательного процесса, их аргументированность (какие и почему?). Какие преобразования позволили достичь более высоких результатов в развитии учащихся?

8.  Достижения учащихся, в соответствии с заявленной целью педагогической деятельности и поставленными задачами.

9.Достижения педагога  (обобщение и распространение педагогического опыта; участие в профессиональных конкурсах и т.п.; активное самообразование и темп повышения квалификации).

10. Соответствие результатов цели и задачам профессиональной деятельности. Примерные  перспективы  педагогической  деятельности  (изучение  и  освоение новых педагогических технологий, внедрение в учебно-воспитательный процесс современных информационных технологий, повышение своего профессионального уровня).

І. Оценка основных личностных качеств учителя.

1. Знание предмета и общая эрудиция учителя.

2. Уровень педагогического и методического мастерства.

3. Культура речи, темп, дикция. Интенсивность. Образность,

эмоциональность, общая и специфическая грамотность.

4. Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учениками.

5. Внешний вид, культура, мимика, жесты. 

ІІ. Оценка основных характеристик учащихся на занятии.

1. Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности.

2. Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков.

3. Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы

учащихся на уроке.

4. Степень дисциплинированности, организованности и

заинтересованности в данном учебном предмете вообще и в уроке в

частности.

ІІІ. Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся.

1. Научность, доступность и посильность изучаемого материала.

2. Актуальность и связь с жизнью.

3. Степень новизны, проблемности и привлекательности учебной

информации.

4. Оптимальность объема предложенного для усвоения нового материала.

ІV.Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и учащихся.

1. Рациональность и эффективность использования времени урока,

оптимальность темпа, а также чередование и смены видов деятельности в

ходе урока.

2. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности

и ТСО на уроке.

3. Степень рациональности и эффективности использования методов и

организационных форм работы.

4. Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока.

5. Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на

котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков.

6. Степень эстетического воздействия урока на учащихся.

7. Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности

преподавателем и учащимися в ходе урока.

V. Оценка цели и результатов проведенного урока.

1. Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели

урока.

2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели

одновременно.

3. Степень обучающего воздействия проведенного урока на учащихся.

4. Степень воспитательного воздействия (что и в какой степени

способствует воспитанию учащихся в ходе урока).

5. Степень воздействия урока на развитие учащихся (что и в какой степени

способствовало их развитию).

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА

I этап: организационный.

Задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.

Результаты: кратковременность орг. момента, полная готовность класса к

работе. Быстрое включение учащихся в деловой ритм и организация внимания у всех учащихся.

Рекомендации: систематичность орг. момента, последовательность проявления требований, собранность, сдержанность, требовательность самого учителя.

II этап: проверка д/з.

Задача: установить правильность и осознанность выполнения д/з всеми

учащимися.

Результаты: возможность учителя за 5-7 мин. установить уровень знаний у

большинства учащихся. Возможность в ходе проверки д/з скорректировать

опорные понятия и ликвидировать обнаруженные недостатки.

Рекомендации: использование системы приемов, которая позволяет опросить

большинством учащихся, оперативность учителя.

III этап: всесторонняя проверка знаний.

Задачи: глубоко проверить знания отдельных учащихся. Стимулировать

деятельность данных учащихся и весь класс к овладению рациональными

приемами учения и самообразования.

Результат: проверка учителем не только объема и правильности знаний, но

и их глубины, осознанности. Умение использовать их на практике, рецензирование ответов учащихся, направленное на выявление положительных и отрицательных сторон в знаниях, умениях и навыках. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

Рекомендации: использование самых различных методов проверки знаний

(фронтальная опрос, тестовая проверка). Постановка дополнительных

вопросов, которые проверяли бы прочность знаний. Создание при опросе

нестандартных ситуаций.

ІV этап: подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению

нового материала.

Задача: организовать и направить к цели познавательную деятельность

учащихся.

Результат: активная познавательная деятельность на следующем этапе.

Рекомендации: оценка значимости для учащихся нового материала, умение

показать чему учащихся должны научиться в ходе урока (занятия), умение

четко и однозначно определять новый учебный материал.

V этап: усвоение новых знаний.

Задачи: дать учащимся конкретное представление о содержании нового

материала, основной идее изучаемого вопроса, добиться осознания. Первичное обобщение и систематизация новых знаний, усвоение учащимися способов, путей и средств, которые привели к данному обобщению. На основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.

Результат: при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использование

компьютерных технологий, показателем эффективности усвоения учащихся

является правильность ответов, действий в процессе беседы, активное участие всего класса в подведении итогов работы, а также качество знаний учащихся на последних этапах обучения.

Рекомендации:

• использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон

изучаемого материала;

• вычленение наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся;

• запись в тетрадях формулировок опорных пунктов плана, тезисов конспекта;

• использование приемов самостоятельного мышления;

• самостоятельная работа с учебником;

• использование наглядности;

• использование элементов анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования,

обобщения, конкретизации;

• постановка конкретной учебной проблемы, создание проблемной ситуации;

• постановка эвристических вопросов;

• составление таблиц первичного обобщения материала;

• актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся;

• словарная работа.

VI этап: проверка понимания учащимися нового материала.

Задачи: установить степень усвоения учащимися связи между фактами,

содержания новых понятий, устранить обнаруженные пробелы.

Результат: основной критерий результативности - уровень осознанности

нового материала большинством средних и слабых учащихся.

Рекомендации:

постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности

учащихся;

создание нестандартных ситуаций;

стимулирование дополнительных, уточняющих вопросов и исправлений для

выяснения пробелов в знаниях;

стимулирование поиска алгоритма выполнения задания.

VII этап: закрепление нового материала.

Задача: закрепить те знания и умения, которые необходимы для

самостоятельной работы по новому материалу.

Результат: умение учащихся соотносить между собой факты, умение

выделять существенные признаки, ведущие понятия, конкретизировать их,

активность учащихся.

Рекомендации: овладение рациональными методами и приемами контроля

знаний и умений учащихся.

VIII этап: информация о д/з, инструктаж по его выполнению.

Задачи: сообщить содержание д/з, разъяснить алгоритм его выполнения и

подвести итоги урока.

Результат: правильное выполнение д/з всеми учащихся.

Рекомендации: проводить этап в границах урока, включать в состав д/з

познавательные рекомендации по выполнению д/з; дифференцировать подход к отбору материала для д/з.

Комплексно-целевая программа по подготовке педагогического совета «Функциональная грамотность: от теории к практике»

20.11.2024

Комплексно-целевая программа по подготовке педагогического совета

«Функциональная грамотность: от теории к практике»

Цель педагогического совета: актуализация знаний педагогов о составляющих функциональной грамотности, формирование умений использования в ходе организации познавательной деятельности различных инструментариев, способствующих развитию и формированию функциональной грамотности учащихся.

Задачи:

выявить уровень знаний и практических умений учителей-предметников;

показать актуальность данной проблемы в контексте изменения подходов к преподаванию и обучению в условиях современного образования;

активизировать взаимодействие педагогов по обмену опытом использования эффективных приёмов и методов формирования функциональной грамотности

Содержание деятельности

Срок исполнения

Ответственные

1

Подготовительный этап:

1. ознакомление педагогического коллектива с целями и задачами педагогического совета, комплексно-целевой программой по его подготовке

2. разработка онлайн-опросника с целью выявления профессиональных затруднений педагогов по данной теме, диагностических заданий для учащихся 4, 7, 10 классов

Ноябрь 2024

 

 

 

 

До 01.12.2024

Соловей Н.М., заместитель директора по УР

руководители УМО

 

Творческая группа

2

Организационно-деятельностный этап:

1. заседания учебно-методических объединений. Обмен опытом работы по вопросам функциональной грамотности.  

2. заседание творческой группы по подготовке педагогического совета

 

Ноябрь - декабрь

2024 г.

 

25.11.2024

Руководители УМО, педагоги

 

 

Соловей Н.М., заместитель директора по УР

Педагогическая лаборатория №1 «Функциональная грамотность - основа успешного учения»

Педагогическая лаборатория №2 «Инструменты формирования функциональной грамотности»

30.11.2024г.

 

 

07.12.2024

Творческая группа

 

 

Творческая группа

Самоконтроль:

1. посещение учебных занятий по теме педагогического совета. Аспектный анализ посещенных учебных занятий.

 

 

 

2. диагностикауровня сформированности функциональной грамотности учащихся

 

Декабрь,2024

 

 

 

 

 

До 20.12.2024

 

Крищик Н.В., директор,

Соловей Н.М., заместитель директора по УР, руководители УМО

Учителя-предметники

Подготовка материалов для проведения педагогического совета (анализ анкет, обобщение результатов диагностики и др.)

До 24.12.2024

Творческая группа

3

Проведение педагогического совета

«Функциональная грамотность: от теории к практике»

27.12.2024

Крищик Н.В., директор

свернуть

Семинар «Смарт — цели» в работе педагога

06.01.2024

Ежедневно мы выполняем какую-либо работу. Когда мы понимаем, что деятельность бесцельна, мы сразу ее прекращаем, переключаясь на что-то другое или модернизируем её. Тем не менее, часто мы живем без цели, то есть бесцельно, и при этом ничего не меняем. А ведь направленным может быть движение только к конкретной точке назначения – цели. Причем не всякая формулировка подойдет как цель. Постановка целей SMART уже давно вышла за рамки загадочного и непонятного термина, это тот практический и доступный инструмент, которым должен обладать каждым.

Для того чтобы показать, что такое SMART цели пример искать долго не придется. Возьмем типичный ответ человека на вопрос «Чего тебе хочется достичь в жизни?» – «Хочу быть богатым!» Но эта цель недостижима, так как она не является четкой, а, значит, о факте ее достижения невозможно будет узнать. Правильным ответом было бы «Хочу иметь к 50 годам доходные активы (банковские вклады) на сумму 10 млн. рублей, приносящие пассивный доход 50 тыс. рублей в месяц». Тогда по достижении 50 лет Вы поймете, смогли достигнуть своей цели или нет. А если быть совсем правильным, то еще лет в 40-к будет видно, правильно ли Вы движетесь и не пора ли менять скорость движения. Но обо всем по порядку.

Итак, что же такое SMART цели. Термин SMART является аббревиатурой, хотя и красиво подобранным, ведь дословно с английского «smart» означает «разумный»«интеллектуальный».

В буквах S, M, A, R и T зашифрованы основные принципы, которым должна удовлетворять правильная цель. Речь идет о следующих критериях:

S – Specific, конкретная

M – Measurable, измеримая

A – Achievable, достижимая

R – Realistic, реалистичная

T – Time limited, определена во времени.

Согласитесь, все просто, очевидно и не ново. Тем не менее, сформулированные в таком виде цели позволяют контролировать их достижение, составлять четкие планы с контрольными точками и т. д.

  1. S – Specific. Конкретная

Цель должна быть предельно конкретной, чтобы четко понимать, что же мы на самом деле хотим получить. Не достаточно сказать «Хочу больше денег», важно уточнить, какую именно сумму денег ты хочешь «Заработать 100 000 рублей»

Возьмем другой пример. Многие из нас мечтают о новом автомобиле, и большинство ставит свою цель примерно так «Купить новую крутую тачку», как понимаете, это не очень конкретная цель.

Правильно она будет звучать примерно так «Купил красный Aston Martin Virage Coupe (Движок 497 л. с., 2014 года выпуска, с полной комплектацией»

Чувствуете разницу? Так мы более конкретно представляем, к чему стремимся. Но главная важность конкретизации состоит не в том, чтобы мы мозгами понимали, к чему стремимся, а в том — чтобы задействовать наше подсознание на достижение цели.

Подсознание является очень мощным инструментом, и если в нем зародится желание достичь определенную цель, то она вероятнее всего будет выполнена. Если мы поставим цель «Хочу счастья», то подсознание может посчитать обычный поход в кинотеатр за достижение этой цели, и перестанет к ней стремиться. Именно поэтому очень важно ставить конкретные цели.

  1. Measurable — Измеримая

Чтобы достичь прогресса в чем то, мы должны понимать, на какие критерии можем опираться, при оценке конечного результата. Если мы поставим задачу «Стать умнее», то будет непросто определить, выполнена ли наша цель, или нет. А вот скажем цель «Поступить в МГУ на факультет почвоведения» или «Прочитать книгу Свияш «Как быть когда все не так как хочется», уже более измеримая.

«Хочу иметь дом» — неправильно, а «Хочу иметь дом общей площадью 200 м2» — измеримая цель. В любой сфере жизни есть показатели, с помощью которых можно четко ориентироваться на конечный результат. Вот пример таких показателей в различных сферах жизни:

Работабизнес: Деньги, оборот компании, количество заключенных сделок, количество потенциальных клиентов, и т. п. ;

Обучение: Количество выученных слов, количество баллов в тесте по теме обучения, сдача экзамена;

Спорт, красота: Вес, объем бицепса, время 100 метровки, количество полученных комплиментов;

Здоровье: время сна, пульс, давление, температура, холестерин, сахар в крови, лишний вес;

Отношения: Количество друзей и знакомых, свидания, количеств друзей в соц. сетях, контакты в телефоне, время проведенное в коллективе;

Думаю теперь вам более понятно, как сделать свою цель измеримой.

  1. Achievable — Достижимая

Важно иметь амбициозные цели, но в то же время иногда важно включить режим «Суровой правды», и не перегибать планку. Если вам 38 лет, вы никогда не занимались спортом, но после просмотра всех боев Натальи Рогозиной, решили стать чемпионкой мира по боксу…. Это, мягко говоря, недостижимая цель.

Есть также другой пример недостижимых целей, а именно «Не укладывающаяся во временные рамки». Время — это очень хитрая субстанция, и оно постоянно нас обманывает.

Очень распространенной ошибкой является постановка слишком большого количества целей на месяц, что делает большую часть из них недостижимыми. Но никогда не бойтесь поставить слишком высокую цель.

Лучше поставить немного завышенную цель, чем маленькую, выполнение которой вас даже не будет зажигать. Есть такая цифра, как «120%», если вы поставите цель на 20% больше, чем хотите — то это будет вполне оптимальный вариант.

  1. Relevant — Реалистичный,релевантный

У нас идет речь о постановке целей, и, стало быть, главной задачей этого критерия является то, чтобы каждая из целей соответствовала другим целям. Приведу пример.

Допустим, у Вас стоит одна из целей «перейти на более ранний подъем», но вы хотите поставить еще одну цель «Тусоваться по ночам на вечеринках 3 раза в неделю». Как понимаете, одна из целей «Ночные тусовки» напрямую мешает достижению второй «Переход на ранний подъем», а этого не должно быть.

И еще один пример «нерелевантной цели». Вы решили стать балериной и выступать в большом театре, но также, после просмотра фильмов со Шварценегером, поставили цель «Начать приседать со штангой 150 кг», ну а ноги штангиста никак не подходят балерине, так что это совсем нерелевантные цели.

  1. Time-Bound — Определенная по времени

Если мы не установим жесткие временные рамки, то становится совершенно непонятно, когда выполнять цель, сколько уйдет времени на ее выполнение, в каком порядке выполнять цели, и возникнет куча других вопросов.

Каждую цель нужно определять по времени. К примеру, мы хотим стать учеными и решили поставить цель «Защитить докторскую диссертацию по математике», но если мы не поставим к какому сроку это сделать, то наше подсознание не сочтет нужным торопиться, полагая, что и в 75 лет мы сможем этого добиться.

Поэтому нужно задавать четкие временные рамки, вот как будет правильно звучать цель «Защитить докторскую диссертацию по математике в 2016 году»

Так же и в остальных сферах жизни и на любой срок. Желательно ставить три вида целей по времени:

Краткосрочные: 1-3 месяца

Среднесрочные: 3 месяца — год

Долгосрочные: 1 год и больше

ПРИМЕРЫ.

  1. Преобразуем в соответствие с критериями цель «Зарабатывать больше», которая в данном виде соответствует пока только одному-двум.
  2. Для того, чтобы цель стала конкретной, определимся, что зарабатывать хочется, допустим, на 20’000 рублей в месяц больше. А еще лучше добавить приписку «более чем».
  3. Измерить уже можно? Конечно!
  4. Достижимая? Скорее всего, да.
  5. На сколько реалистичная? Есть ли возможность увеличить продолжительность рабочего времени? Есть ли возможность увеличить стоимость рабочего времени? Может есть еще способы? Если ответ «да»получен, идем дальше. Не повредит ли выбранный способ чему-то другому? Например, семейной жизни? Или потребности в отдыхе? Как сделать, чтобы не повредил? Способ есть? Отлично!
  6. К какому сроку планируется достижение цели? Допустим, через 3 месяца. Что имеем в итоге?

«К 7.12.2014г. я увеличиваю свой доход более чем на 20’000 рублей в месяц, при увеличении рабочего времени на 2 часа в день».

2.«Хочу иметь деньги» – распространенное желание. Что видно из этого:

  1. S - Нет конкретики…
  2. M – сколько? В какой валюте? Наличными? Карточка? Счет?.
  3. A – Так как не определено «Сколько»и в каком формате, то можно этого ждать всю жизнь… а собственно для чего деньги нужны?
  4. R – как образуется S, от чего, за счет чего
  5. T – к какому сроку у меня должны быть деньги

Правильный пример по SMART : «Сегодня 7 октября 2014г. Хочу иметь 60.000 р. наличными для поездки в Грецию на о. Крит в 5-звёздный отель через 9 месяцев, т. е. с 16 июня по 27 июня на 12 дней.

  1. S – поездка в Грецию на о. Крит в 5-звёздный отель
  2. M – 60.000 рублей наличными, с 16 по 27 июня 2015г.
  3. A - хочу посмотреть новую страну, искупаться в море… Зарядиться энергией! Это меня радует!
  4. R – каждый месяц со своей зарплаты в 17.000 р. я откладываю в конверт по 5.000 р., при получении отпускных 5 июня докладываю еще 20.000 р.
  5. T – в моем конверте, на котором написано «Греция, Крит»должны быть деньги в сумме 60.000 рублей, не позднее 10 июня 2015г. вечером.

Примеры SMART цели

Приведу несколько примеров правильно поставленных смарт целейкоторые соответствуют всем 5 критериям:

  1. Выйти на доход в 30 000 рублей в месяц на своей текущей работе, к 1 декабря 2014 года.
  2. Поступить на бюджетное отделение в ПГПУ на педагогический факультет, в 2015 году.
  3. Получить водительские права категории B, до 30 декабря 2014 года.
  4. Сбросить 10 кг лишнего веса к 1 мая 2015 года.
  5. Съездить на 2 недели в Рим, в 4 звездочный отель в центре города, с 16 по 30 августа 2015 года.
  6. Купить новый Матис, образца 2014 года к 30 сентября 2015
  7. Подарить ребёнку огромного плюшевого медведя, на день Рождения.
  8. Выучить 100 новых слов за 30 дней.

Думаю, данных примеров smart целей вам будет вполне достаточно, чтобы понять, как их правильно ставить.

Почему же многие люди утверждают, что именно сила мысли творит настоящие чудеса: мечты материализуются сами собой? Мечты в жизни, и правда, часто материализуются, только вовсе не сами по себе.

Ежедневно представляя себе желаемое будущее, человек не может не настроиться на путь к достижению, сила мысли подсознательно подталкивает его к действию. А в случае какого-либо выбора в жизни индивидуум выберет то, что приблизит его к решению поставленных задач, к достижению целей. Он привыкает мыслить, подчиняя свой разум на подсознании искать пути к достижению цели.

Одним из важнейших правил smart-системы постановки «умных» целей является позитивное настроение индивидуума. Нельзя допускать высказывания, содержащие пессимизм, неверие в свои силы. Поддержка себя отражается в том, что человек постоянно повторяет про себя или вслух высказывания«Я сильный, у меня это получится!» Это поможет настроиться на победу.

Но ещё эффективней работает сила мысли, если цели, мечты свои записать. Но надо обязательно научиться конкретизации целей для оформления их на письме. При этом часто возникает вопрос, сколько должно быть у человека целей? Тут мнения специалистов по целеполаганию расходятся. Для начала попробуйте составить 50 целей в жизни. В дальнейшем этот список можно будет расширить до 100 целей.

 

свернуть

Из уст молодого специалиста

подробнее...
2023
октябрь
21 октября, суббота

"Опытный педагог - молодому учителю". Методическая неделя

подробнее...
Памятка «Единство обучающих, развивающих и воспитательных задач урока»
поделиться в: